Шкуратов В. Историческая психология

Он, в значительной мере, имеет огромный разрыв между античной традицией, с одной стороны, и раннесредневековой и собственно средневековой, с другой. Для существующей европейской цивилизации особенно существенен именно средневековый период, когда и складывались основные подходы взаимоотношений общества"нормальных людей" и людей отверженных, когда впервые возникло понятие"гетто", причем не только в этническом смысле. В это же время сформировалось характерное богословское представление о круге людей, которых спасает Христос, и тех, на которых спасение не распространяется. Соответственно этим подходам вырабатываются методы обращения с"немощными", включая и их лечение. Кроме этого, как представляется, встает очень важный теоретический и практический вопрос о том, как на протяжении веков меняется отношение, сам эмоциональный подход человека здорового и"нормального" к болящему. Замечательный историк-медиевист, один из основателей знаменитой школы"Анналов" Люсьен Февр дает следующий образ изменения интеллектуальной и духовной атмосферы от средневековья к Новому времени: На протяжении итоговой части средних веков, то есть, по мнению очень многих историков, с - веков и далее, отношение к изгоям и париям все более и более характеризовалось преобладанием интеллектуального элемента. Вовлеченность этих людей в полноценную жизнь становилась все меньшей и нашла, наконец, логическое завершение в том, что один из авторов метко определил как"медикализацию жизни и медикализацию смерти" Арьес Ф. В одном из пособий, изданном в США в середине х годов под названием"Умирающий пациент", говорится так:

Кого хоронили в «могилах вампиров»

Жизнь средневековой западной Европы в иллюстрациях Текст: Жак ле Гофф,"Цивилизация средневекового Запада" Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, г. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су. И была сильная эпидемия:

Средневековый человек предстает перед нами в разных социальных типах - монаха и рыцаря, предполагал и общие верования, и общие страхи, и специфические формы поведения. Дьявол насылает на людей болезни.

Шкуратов"Психическая жизнь средневековья": Шкуратов Психическая жизнь средневековья. Средневековье- пестрый конгломерат народов и стран- представляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно- экономический строй по крайней мере в крупных и развитых странах европы - феодализм; средневековые европейцы- христиане, их мировосприятие теоцентрично, то есть сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога.

Это идеологическое разделение стало полезным обозначением эпохи, когда язычество и монотеизм, община и государство, город и деревня, универсализм и замкнутость, книжность и неграмотность сталкивались как поляризованные и равномощные силы. Сходно представление дает эпохе и современный французский историк Ж.

Здоровьеу болезни и лечение

При всем многообразии социальных и индивидуальных воплощений можно, однако выделить некие общие характеристики, присущие в целом человеку этой эпохи. Это не должно удивлять. Люди жили не в безвоздушном пространстве, но в конкретной, сформированной христианством идеологической и культурной системе, в особом мире представлений и чувствований, который предполагал и общие верования, и общие страхи, и специфические формы поведения.

Конечно, среда, уровень образованности, историко-географические различия зон обитания Средиземноморье или Северная Европа, Балканы и т. Одна из таких общих характеристических черт - одержимость сознанием своей греховности и ее предвестияпороков, которые рассматривались как уступки дьяволу.

Страх и страхи занимают постоянно местов повседневном сознании человека. Страх не сводитсятолько к отрицательной эмоции в результате опасности, мнимо реальной. Казалось бы, страхи историчны. Были первобытные страхи, языческие, страхи средневековые, страхи Так же, как болезни.

В новейшей историографии эта тема разрабатывается в рамках антропологически ориентированной истории: Она связана с именами таких исследователей, как Ф. Хиштанд; впрочем и более ранние замечательные работы о средневековом культе святых - И. Керлера - вряд ли когда-нибудь утратят свое значение. Мой собственный интерес к этой. Действенность всех разновидностей"религиозной терапии" мотивируется людьми, ее практикующими, божественным вмешательством, и в этом случае чудесные исцеления святыми - апофеоз религиозного лечения, свидетельство глубочайшей религиозности средневекового человека.

ЖИТЬ И УМИРАТЬ В СРЕДНИЕ ВЕК

Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров.

Феномен страха в античной культуре и патристике автореферат и диссертация на страх «европейской болезнью» Психологи отмечают, что в наступившем . средневековой философии сквозь призму католической доктрины.

С одной стороны, совершенно очевидно, что физиология человека не претерпела за прошедшее время ни малейших изменений, с другой, изменились нетолько методы медицинского воздействия на организм, но изменилась природная среда, изменился климат развитие промышленности и транспорта привели к изменению состава воздуха и воды. За минувшие лет в рацион вошли новые продукты питания, исчезли некоторые патогенные факторы, напри мер, некоторые инфекционные заболевания.

Вместо них получили распространение новые -- ухудшение экологической обстановки. Так, например, психологический стресс. Житель современного крупного города испытывает на себе постоянное влия- ниеурбанистической среды, которое выражается в постоянном потоке почти не осознаваемых, но тем не менее опасных для душевного и телесного здоровья мелких волнений, которые, накапливаясь, дают отрицательные последствия, справиться с которыми человек зачастую не может даже с помощью медицины.

Жизнь средневекового горожанина была гораздо более размеренной и находилась в гармоничной связи с природным циклом. Отходко сну и утренний подъем определялся движением солнца. страхи эти могли истощать душевные силы не меньше самого ультрасовременного стресса. Будучи преуспевающим купцом, он вдруг решает стать монахом. Приняв постриг в Киево-Печерском монастыре, он истово принимается за ис- 10 преподобнемъ Исакии Печернице. Одевается во власяницу и сырую козлиную шкуру и входит в затвор - живет замурованным в маленькой пещерке, в которой нельзя ни встать в полный рост, ни лечь.

Все дни и ночи проводит в молитвах, спит понемногу, сидя, ест по просфорке через день. Суровый образ жизни незамедлил сказаться. И поидоша к нему два уноши прекраснее, и блистастася лица ихъ, аки солнце, и реша

Сколько стоит написать твою работу?

О природе, истории и судьбе человека сообщается в книге Бытия, открывающей Ветхий Завет. На седьмой день творения создал Бог Человека и наделил его господством над природой - растительным и животным миром, который обеспечивал ему пропитание и существование. Человек имел таким образом призвание стать господином природы, земли и всего живого. Но этого не произошло. Первочеловек - Адам по наущению Евы, совращенной Дьяволом в образе Змия, то есть Злом, совершил грех.

С тех пор человек - вместилище двух противоположных сущностей:

Страх высоты свойственен человеку от природы. С другой Большинство людей Средневековья просто не видели больших высот.

Средневековые болезни и методы лечения. Средневековые болезни Основные болезни средневековья были: Лаврентия , рожистое воспаление огонь св. Сильвиана — все выставляется напоказ в миниатюрах и благочестивых текстах. Обычными спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины века гибло значительно больше солдат, чем от сражений. Развитию эпидемий способствовало рост городов, отличавшихся скучностью, грязью и теснотой, массовые переселения большого числа людей т.

Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали страшные физические страдания и высокую смертность. Средняя продолжительность жизни была низка, даже если попытаться определить ее, не принимая в расчет ужасающую детскую смертность и частые выкидыши у женщин, которые плохо питались и были вынуждены тяжело работать. Нередко бывали смешанные эпидемии.

Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу… Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: Средневековый мир, даже оставляя в стороне периоды чрезвычайных бедствий, был обречен в целом на множество болезней, которые объединяли физические несчастья с экономическими трудностями, а также с расстройствами психики и поведения.

Часть ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Медицина Средневековья в Западной Европе. Эпидемии проказа, чума, оспа Содержание 1. Эпидемии в средневековой Европе 2. Организация медицины в средневековой Европе Заключение Список использованной литературы Введение История человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших на планете Земля, а число их жертв порой значительно превышало все потери во время военных действий. Род человеческий на протяжении всего своего существования преследовали всевозможные моры и эпидемии различных болезней.

Одной из ведущих тенденций в мирового развития сегодня являются процессы глобализации, которые вызывают чрезвычайно неравное распределение богатства между развитыми и развивающимися странами, а также внутри этих стран по социальным группам.

это держало средневековый Запад в состоянии постоянного страха. подтачивало организм средневекового человека и вызывало эпидемии, или, как тогда были распространены телесные и душевные болезни, религиозные.

Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Средневековье же—с самого начала более сложный мир, который не может замкнуться. Конечно, оно стало главным наставником средневекового Запада, которому передало римское культурное наследие. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность к самозамыканию.

Цель работы — выявить особенности психологии средневекового человека, основываясь на книгу Й. При достижении данной цели необходимо было решить следующие задачи: В СССР — х гг. Стиль жизни и мышления итальянских гуманистов воссоздается им в психологических зарисовках людей эпохи Возрождения. Наиболее известный и явный продолжатель психологизирующей историографии в в. В исторических трудах И. Хейзинга — приверженец нарратива, а науку о прошлом понимает в духе образовательно-эстетического идеала гуманизма: Ле Гофф, говоря в середине х гг.

Для подобного упрека, конечно, есть основания: И разумеется, психология Хейзинги имела мало отношения к той, которая разрабаты валась в лабораториях.

В.А. Шкуратов"Психическая жизнь средневековья": статья ( подг. Анна Скорина )

Умершего в раннее Средневековье хоронили обычно недалеко от дома, в конце огорода, феодальных владений, на перекрестке дорог. Ранние же христиане считали доблестной смертью самоубийство или же гибель за веру Именно в эту эпоху постепенно в Европе появляются кладбища. Характерно в этом отношении предписание Карла Великого, составленное в году: Для человека раннего Средневековья и на том свете нужна была защита для его тела. Отсюда и желание богачей иметь в своем гробу, как амулет для самозащиты, мощи части тела святых.

Но в реальности жизнь человека с обсессивно-компульсивным на первый взгляд, действиями скрывается постоянное напряжение и страх. что он обезопасит себя от страшных болезней, если несколько раз часто связывали с мистическими причинами: в Средневековье людей.

Большинство населения балансирует на грани выживания, жизнь — страшно хрупка. Материальная необеспеченность вызывает у человека чувство неуверенности и тревоги. Никто и ничто не может гарантировать благополучие завтрашнего дня: Незначительный естественный прирост сменяется его убылью вследствие голода, болезней и войн, так называемой триады бедствий триады смерти.

Численность населения к концу Средневековья чуть превышает показатели эпохи расцвета античного мира и потому с демографической точки зрения Средние века — простое наверстывание. Таков лапидарный вывод из сухих цифр. Но за ними — череда бедствий, преследующих человека, триада смерти, неотвратимо раскрывающая свои объятия. Голод — одна из страшных реалий повседневной жизни того времени.

К жестоким голодовкам в масштабах стран следует добавить сотни локальных и недороды каждые 3—5 лет. При низком техническом уровне любые климатические аномалии приводили к неурожаю, 53 Ф. Бродель пишет его с заглавной буквы — Старый порядок. Немалую роль играли и несовершенные способы хранения продуктов, их порча и уничтожение животными и насекомыми:

История болезней Сифилис

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как это сделать, кликни тут!